Покупка и продажа бизнеса: на что обратить внимание

Вы активно заняты поиском объектов для инвестирования свободных денежных средств? Рассматриваете возможность купить готовый бизнес? Или вас интересует продажа бизнеса? В таком случае вам необходимо потратить некоторое время на теоретическую подготовку к данному процессу.

Содержание

Купить бизнес или создать его

Рынок продажи готового бизнеса в России в последние годы успешно развивается. Такие понятия, как покупка готового бизнеса или продажа действующего бизнеса, прочно вошли в повседневный лексикон предпринимателей. Более того, инвестиции в уже созданный, отлаженный и работающий бизнес сейчас превышают по доле рынка вложения средств в создание собственного бизнеса с нуля. И именно с этим связано то, что спрос на покупку готового бизнеса существенно превышает количество предложений о его продаже.

Сделки по покупке-продаже бизнеса в России заключаются довольно часто
Сделки по покупке-продаже бизнеса в России заключаются довольно часто

Создание собственного бизнеса лишь на первый взгляд выглядит более экономически обоснованным. Однако, рассмотрев вопрос с разных сторон, возникает ряд противоречий. Например, на создание собственного дела уйдут месяцы напряженной работы. А на его окупаемость — возможно, и годы. Плюс, необходимо учесть, что большая часть сегментов рынка полностью занята глобальными крупными игроками, и выйти на рынок продажи продуктов питания, например, сложнее с каждым годом. То есть, при создании собственного бизнеса, вам скорее всего придется вкладываться в инновационный проект. А это всегда повышенный риск и отсутствие гарантий получения прибыли.

Готовый бизнес с этой точки зрения будет значительно более привлекательным. Да, для покупки готового бизнеса требуется значительное единовременное финансовое вложение. Но при этом вы получаете такие бонусы, как прибыльность с первого дня с момента покупки, налаженные сбытовые возможности и заключенные договора с поставщиками, очевидный срок окупаемости и уже набранный, обученный персонал. Важно также учесть наработанную клиентскую базу и репутацию компании.

Обратите также внимание на методику осуществления инвестирования крупных компаний. Как правило, 80% международных холдингов покупают уже работающие компании с очевидной рентабельностью, в инновационные проекты же вкладываются венчурные фонды со значительным запасом как оборотных средств, так и прочности финансовой позиции. И причина этого в том, что лишь 1% инновационных проектов является экономически обоснованным для компаний.

Брокеры готового бизнеса

Итак, вы решились. Вы хотите продать готовый бизнес или купить готовый бизнес. При этом, как у всех деловых людей у вас есть существенные ограничения по времени, которое вы можете потратить на поиск или продажу бизнеса? В таком случае вам необходимо определиться — будете вы осуществлять процедуру самостоятельно или привлечете бизнес-брокера.

Бизнес-брокеры имеют в своем арсенале как хорошо обученный персонал, который может провести всю сделку по приобретению готового бизнеса от начала и до конца (а это юристы, оценщики, аудиторы, специалисты по рекламе), так и наработанную базу заказов и подходов для реализации конкретно ваших задач. И все же услуги бизнес-брокеров стоят достаточно дорого, поэтому продавцы малого и среднего бизнеса все еще редко пользуются услугами таких агентств.

Самостоятельная продажа бизнеса или покупка бизнеса — достаточно трудоемкий процесс. Фактически, если вы задаетесь целью продать бизнес, вы должны самостоятельно его оценить, провести юридическую подготовку предпродажных документов и определится с подходом к привлечению внимания к вашей компании. Если вы выступаете покупателем бизнеса, то для вас процедура будет еще сложнее — как заранее понять, какие сложности есть в компании, как выбрать компанию с реалистичным соотношением цена/качество?

Оценка бизнеса перед покупкой или продажей

Вопрос оценки бизнеса в случае самостоятельной продажи и покупки бизнеса встанет особенно остро. Кроме материальных аспектов, чтобы продать бизнес по реальной цене, необходимо включить также в стоимость интеллектуальную собственность, наработанную клиентскую базу, мотивированный и обученный персонал. Однако, как это оценить, если денежной стоимости на балансе этих активов нет?

В то же время экспертная оценка бизнеса также неоднозначна. Разные компании используют разные методики и могут выявить различные факторы риска, влияющие на конечную цену продажи бизнеса. Таким образом, стоимость компании может быть оценена различными экспертами с разницей на порядок. Важно отметить, что средняя цена покупки бизнеса как правило ниже средней цены продажи этого же бизнеса.

Объяснение этого находится в рамках обычных законов рыночной экономики — продавец компании всегда переоценивает свой бизнес, а покупатель старается смотреть с наиболее пессимистичной точки зрения. Оценка бизнеса в общих чертах обязательно должна учитывать следующие факторы:

  • срок существования бизнеса на рынке;
  • количество сотрудников, их компетенцию и лояльность;
  • прибыль компании за последние годы;
  • причины продажи бизнеса.

Последний фактор является самым важным.

Перед покупкой бизнеса следует внимательно проанализировать все показатели компании
Перед покупкой бизнеса следует внимательно проанализировать все показатели компании

Главные причины продажи бизнеса

Понимание причин продажи готового бизнеса является само по себе определением его цены. Обычно выделяются следующие группы:

  1. Бизнес изначально создавался/покупался для продажи.
  2. Продажа бизнеса в результате психологической усталости. Часто продажа готового бизнеса происходит в случае, когда собственник решает уйти на покой и спокойно жить на банковские проценты или дивиденды.
  3. Отсутствие оборотных средств на дальнейшее продвижение бизнеса.
  4. Отсутствие времени на контроль конкретного проекта. Это происходит в случаях, когда собственник не может диверсифицировать (распределить) свое время между несколькими бизнесами и принимает решение продать бизнес, который выпадает из основного направления деятельности.
  5. Продажа готового бизнеса по личным причинам. Это может быть как переезд на другое место жительства, так и отпуск по уходу за ребенком у женщин.
  6. Выход новых крупных игроков на занятую нишу рынка. В этом случае продажа бизнеса похожа на слияние/поглощение более солидными компаниями мелких.
  7. Решение проблем, связанных с возникновением налоговых, экономических и других рисков. Эта причина продажи является наиболее трудно идентифицируемой и в то же время наиболее важной.

Оценка бизнеса обязательно должна включать работу специалистов по выявлению возможных потенциальных финансовых обязательств, которые могут привести компанию к банкротству, но при этом не отражены в предоставленных документах.

Как продать бизнес

Какие в настоящее время есть возможности для рекламы такой деловой активности, как продажа готового бизнеса?

  • реклама в газете;
  • реклама на растяжках/столбах/плакатах в публичных местах;
  • продажа бизнеса через знакомых и родственников;
  • купля-продажа бизнеса через риелторов;
  • продажа бизнеса через Интернет.

Продажа готового бизнеса методом рекламы в газете и публичных местах является достаточно затратным способом. Им обычно пользуются крупные компании. Необходимо тщательно выбрать как масс-медиа, так и место рекламы. Объявление о продаже готового бизнеса на 15 странице в региональной газете вряд ли даст необходимый эффект. А готовый бизнес, рекламируемый на плакатах, очень сильно увеличивает затраты на нецелевую аудиторию. Принимая решение продать бизнес через знакомых и родственников, вы существенно уменьшаете список возможных покупателей. Также, через уменьшение количества, возможно и ухудшение качества.

Как купить бизнес

Купить бизнес, пользуясь способами с первого по четвертый (из указанных выше), еще сложнее, чем продать его же. Рекламировать в газете наличие свободных оборотных средств — это скорее привлечение излишнего внимания. Также характеризуется надпись куплю бизнес в публичных местах. Продажа бизнеса через риелтеров, как правило, характеризуется тем, что компания-риелтор продает не весь ваш готовый бизнес как совокупность, а рассматривает его как приложение к входящей в его состав недвижимости. Соответственно, снижается и его цена. Какой бы вариант из рассмотренных выше — привлечение бизнес-брокера или самостоятельная продажа бизнеса — вы не выбрали, они сходятся в одном. Продажа и покупка бизнеса через интернет в настоящее время является одним из самых перспективных направлений привлечения внимания к вашей компании.

Онлайн покупка бизнеса - уже не редкость
Онлайн покупка бизнеса — уже не редкость

Продажа бизнеса онлайн

Словосочетания купить бизнес и продать бизнес в последнее время все чаще встречаются на экранах наших компьютеров и ноутбуков. С развитием всемирной сети все больше услуг и товаров продаются в онлайне. Чем же рынок продажи и покупки готового бизнеса хуже? В чем преимущества продажи и покупки готового бизнеса через интернет? Какие бонусы в онлайне существуют? И что в принципе понимается под определением готовый бизнес в интернете?

Выбор бизнеса для покупки

Готовый бизнес это, как правило, уже существующий и успешно работающий проект. Основными характеристиками такой компании будут ее прибыльность, выручка, рентабельность и, соответственно, цена продажи. Готовый бизнес также характеризуется наличием на балансе основных средств. Самым важным из них, безусловно, является недвижимость. Чаще всего оценка бизнеса включает в себя, как основной пункт, оценку реальной рыночной стоимости зданий, сооружений и земельных участков.

Продажа бизнеса с большим сроком окупаемости, но при этом с наличием на балансе основных средств, произойдет быстрее, чем продажа бизнеса с меньшим сроком окупаемости, но с арендованным имуществом. Недвижимость часто рассматривается покупателем бизнеса как гарантия надежности и качества проекта. Однако бывают и другие варианты, которые продавцы рассматривают как готовый бизнес:

  • готовый к запуску проект, на этапе бизнес-плана;
  • готовый инновационный проект с зарегистрированным юридическим лицом на первоначальном этапе развития.

Это, как правило, проекты, изначально создаваемые для продажи на определенном этапе. Или же продажа бизнеса происходит из-за нехватки оборотных средств для дальнейшего развития. Так как оценка бизнеса на первоначальном этапе затруднительна с точки зрения реальной прибыльности, для публикации такого объявления с пометкой готовый бизнес ему нужно иметь какие-то подтверждения стоимости. Например, заключенные предварительные контракты, закупленные производственные мощности и т. п.

Рассматриваем франшизы

Продажа готовых фирм большей частью все-таки ориентирована на малый и средний бизнес. Крупные сети, как правило, представляются в этом сегменте рынка в виде продажи собственных франшиз.

В последний год на онлайн рынке продажи бизнеса произошло заметное оживление. Связано это прежде всего с тем, что буквально несколько лет назад франшизы в России были понятием незнакомым. Основными клиентами бизнес-брокеров были крупные компании. На сегодняшний день акценты все больше смещаются в сторону малого и среднего бизнеса. При этом смещаются и подходы к маркетингу таких сделок. Эффективная продажа малого и среднего бизнеса характеризуется, как правило, низкими затратами на рекламу и привлечение клиентов. Соответственно, увеличивается доля онлайн объявлений.

Преимущества онлайн продажи и покупки бизнеса

Итак, какие же существуют преимущества в рекламе продажи бизнеса в онлайне:

  • низкая стоимость привлечения покупателей;
  • возможность онлайн контроля за эффективностью рекламы;
  • публикация и мониторинг объявлений, не выходя из дома;
  • возможность обмена всей необходимой информацией между продавцом и покупателем бизнеса в кратчайшие сроки.

Чем могут помочь компании по продаже бизнеса

Такие фирмы, как правило:

  • предлагают весь спектр услуг: продажа бизнеса, покупка бизнеса, франчайзинг, поиск бизнес-брокера. Таким образом, воспользовавшись услугами бизнес-брокера, вы получаете все бонусы онлайн рекламы в рамках одного портала.
  • публикуя объявление о продаже готового бизнеса, привлекается только 100% качественная, целевая аудитория.
  • публикуя объявление продам бизнес или куплю бизнес, вы можете сами выбирать, с кем из откликнувшихся вам связаться. Остальные никогда не узнают ни ваших контактов, ни вашего имени.
  • все данные конфиденциальны.
  • благодаря существованию раздела с перечнем бизнес-брокеров, вы можете сразу принять решение — продать бизнес самостоятельно (купить бизнес самостоятельно) или привлечь к этой работе экспертов. Из списка бизнес-брокеров вы можете выбрать наиболее подходящего вам как по местоположению, так и по перечню предлагаемых услуг и найти их контактные данные.
  • занимают топовые позиции в поисковиках. Продажа готового бизнеса через брокеров — это сотни просмотров вашего объявления в течение дня и мгновенная связь с заинтересованными покупателями.