Если говорить простыми словами, то франшиза — это вид бизнеса, которым управляет один владелец (франчайзи), а сам бренд принадлежит другой компании (франчайзер). Большая часть сетевых ресторанов быстрого питания — это франшизы. К ним относятся McDonald’s, Pizza Hut, Subway и многие другие.
Покупая права на открытие своей точки данного типа бизнеса, вы покупаете возможность использовать проверенную и работающую бизнес-модель. Не нужно придумывать продуктовый ряд, анализировать конкурентов для определения цены на свои товары. Всё уже сделано и прошло проверку десятки, а иногда и сотни раз. Также, приобретая франшизу, вы получаете право использовать бренд. Это включает:
рекламные материалы компании;
слоганы;
логотипы и вывески;
фирменное оборудование.
Как стать франчайзи
Чтобы стать франчайзи, вам придется сделать авансовый платёж (так называемый паушальный взнос). Для разных компаний он варьируется от десятков тысяч до нескольких миллионов рублей. Чем крупнее и раскрученнее бренд, тем дороже стоит его использование. В дальнейшем, после открытия точки, франчайзеру также придётся платить роялти (заранее определённый процент с прибыли). Покупка франшизы, в свою очередь, позволит вам использовать:
Торговую марку. Непосредственно название, бренд компании.
Бизнес систему. Вам не нужно составлять бизнес-план. Все процессы, от подбора персонала до бухгалтерского учета, имеют чёткие прописанные алгоритмы.
Инструкцию по управлению компанией.
Рекламные материалы. Дизайн, формат, размер — всё уже подготовлено для использования.
Программное обеспечение. У крупных франшиз разработаны специализированные компьютерные программы. Они позволяют вести учет продукции, продаж и других процессов.
Запатентованные продукты компании.
Обычно в договоре франшизы также указывают территорию, на которой можно открыть точку. Это нужно для того, чтобы исключить конкуренцию с другими франчайзи. Срок франшизы, как правило, составляет от 3 до 10 лет. Если бизнес складывается успешно, договор можно продлить.
Почему продают франшизы
Франчайзинг — это прекрасная возможность расширить свой бизнес без капитальных затрат. Свои оборотные деньги компания может тратить на улучшение бизнес-модели. А задача расширения сети ложится на других людей (франчайзи).
Предоставление франщизы позволяет снизить риски при открытии новых мест. Задача основной компании заключается лишь в максимальной поддержке бренда. Основная же часть вложений в открытие новой точки — это риск покупателя франшизы. Поэтому при выборе такой бизнес-модели следует заранее просчитывать свои возможности и навыки в данном направлении деятельности.
Кофейни, пекарни, пиццерии — почти сплошь представлены франшизами
Как правильно выбрать франшизу
Этот процесс может быть довольно сложным. Главная проблема в том, что есть сотни разных концепций бизнеса. Одни могут быть близки вам, а другие вызовут резкое неприятие. Вот несколько советов по выбору франшизы.
Ваши сильные стороны
Задумайтесь, в чем вы хорошо разбираетесь. Составьте список вещей, в которых вы действуете эффективно. Например, умение строить деловые отношения с другими людьми. Или, напротив, работа с цифрами. Может, вас больше устраивает обработка данных, чем общение с людьми. Запишите это.
Составить список будет намного проще, если составить SWOT-анализ себя как личности. Подробнее об этом написано в этой статье. Вкратце — это анализ своих сильных и слабых сторон, а также определение того, чего вы можете достичь или потерять при ведении бизнеса.
Нужны ли ваши навыки компании
Имея список своих сильных сторон, держите его рядом. Найдите компании, предоставляющие франшизы, и просмотрите их предложения. Как вариант, загляните на список из более чем 100 вариантов.
Отберите несколько из наиболее интересных компаний для более детального изучения. Посмотрите в список своих лучших навыков и попытайтесь понять, чем вы можете быть полезны. Сможете ли вы применить свои навыки в каждой из отобранных компаний?
Например, навык коммуникации может быть полезен в сфере обслуживания частных лиц. А во франшизе, работающей с другими компаниями, важнее уметь налаживать бизнес-связи и систему продаж.
Следите за трендом
Ещё один важный пункт при выборе франшизы. Например, ещё 5 лет назад очень высокой популярностью пользовались суши-бары. Они открывались на каждом углу, клиентов было много. Можно было легко войти в рынок, просто купив франшизу и вложив пол миллиона рублей в открытие точки.
Сейчас суши всё ещё пользуются спросом, но тренд уже закончился. Попытайтесь понять, что будет популярно через год. И ни в коем случае не пытайтесь запрыгнуть в уходящий поезд. Покупка франшизы, не имеющей тренда, практически обречена на провал.
Анализ рынка, потребностей потенциальных клиентов — это важнейшая задача для любого предпринимателя. Изучите, на какие товары и услуги есть спрос. А также постарайтесь узнать, готовы ли ваши потенциальные клиенты тратить деньги на данное предложение.
Следуйте этим советам, чтобы правильно выбрать франшизу. Иначе рискуете потратить не только деньги, но и время.