SWOT анализ компании: сильные и слабые стороны предприятия

SWOT анализ — это метод выявления сильных и слабых сторон, а также обнаружения возможностей и рисков, с которыми вы можете столкнуться. Использование SWOT анализа в личных целях позволяет продвигаться по карьерной лестнице. А применение этого метода на предприятии позволяет занять устойчивое положение в выбранной нише.

Проводить SWOT анализ нужно не только среди сотрудников, но и с учетом мнения клиентов
Проводить SWOT анализ нужно не только среди сотрудников, но и с учетом мнения клиентов

SWOT анализ бизнеса

Преимущество данного метода для бизнеса заключается в следующем. Он помогает раскрыть новые возможности для развития благодаря пониманию, в чём ваша компания сильна. И в то же время, знание слабых сторон компании помогает предотвращать и устранять угрозы, делая их более предсказуемыми и менее ощутимыми.

Сильные и слабые стороны компании — это её собственная характеристика. Поэтому исследование этих параметров называют внутренним SWOT анализом. А вот возможности компании и угрозы, которые возникают извне — это внешний фактор. Поэтому их исследование часто называют внешним SWOT анализом.

Проведение SWOT анализа конкурентов даст вам понимание, как вы можете их превзойти. Но достаточно общих слов, давайте перейдём к практическим действиям.

Проведение SWOT анализа пошагово

Чтобы максимально объективно провести исследование, составьте рабочую таблицу. В неё необходимо записать ответы на следующие вопросы.

Сильные стороны

  1. Какие преимущества перед конкурентами есть у вашей компании?
  2. Что получается делать лучше, чем у других.
  3. Обладает ли компания уникальными разработками? Или, может, у предприятия есть доступ к дешевым ресурсам (дешевле, чем у конкурентов).
  4. Что клиентам нравится именно в вашей компании?
  5. Что больше всего влияет на получение клиента (проведение продажи, оказание услуги)?
  6. Какое УТП (уникальное торговое предложение) у вас есть?

Для начала ответьте на эти вопросы со стороны сотрудников компании. Это ваше внутреннее понимание сильных сторон. Затем проанализируйте, как клиенты видят эти 6 пунктов. У вас может не быть ответов на некоторые из представленных вопросов. Просто запишите всё, что сможете найти.

Затем сравните ваши сильные стороны с конкурентами. Например, если большинство автосервисов имеют свой склад запчастей, то это не является конкурентным преимуществом. Скорее, это просто необходимость для данного рынка.

Слабые стороны

  1. Какие процессы недостаточно хороши и требуют улучшения?
  2. Чего следует избегать? То есть, бывают ли ситуации, негативно влияющие на деятельность компании.
  3. Что клиентам не нравится в вашей компании?
  4. Что становится причиной потери клиентов? Тут можно посмотреть на воронку продаж и проанализировать её.

Как и с сильными сторонами, следует рассмотреть и ваше внутреннее мнение, и мнение клиентов по данным вопросам. Ведь если бы слабых сторон не существовало, у вас был бы избыток клиентов и наличности!

Таблица SWOT анализа
Таблица SWOT анализа

Возможности

SWOT анализ возможностей сводится к ответу на два вопроса:

  • во-первых, какие хорошие возможности компания может использовать?
  • во-вторых, какие тенденции в данной отрасли набирают популярность?

Для размышления подумайте над следующим:

  • какие технологические изменения произошли за последнее время. Возможно, стоит обновить оборудование. Но не просто закупив новое вместо старого, а качественно другое (более совершенное, быстрое, надёжное).
  • рассматриваются ли какие-либо законодательные изменения в вашей отрасли;
  • как поменялось поведение клиентов за последнее время. Например, массовое распространение смартфонов сильно сместило рекламные бюджеты в сторону мобильной рекламы.
  • местные события. Например, открытие завода по соседству может сделать вас их главным поставщиком.

SWOT анализ возможностей также хорошо производить на основании списка сильных и слабых сторон. Подумайте, какие возможности дают ваши преимущества, и какие возможности можно получить, устранив недостатки.

Угрозы

  1. Какие трудности у вас возникают?
  2. Что делают для продвижения ваши конкуренты?
  3. Меняются ли общие стандарты в сфере работы вашей компании? Например, не выходит ли из моды ваша продукция?
  4. Не отстаёте ли вы в технологическом плане?
  5. Есть ли у компании проблемы с долгами? Стабилен ли денежный поток?
  6. Может ли какая-то из слабых сторон компании поставить под угрозу её существование?

Что делать, когда вы провели SWOT анализ

Если ваша цель — кардинальные перемены в деятельности компании, а не просто создание видимости работы, сделайте следующие выводы:

  • каждый пункт, который есть в вашем списке, должен быть подтвержден. Например, если у вас есть преимущество в себестоимости продукции. Это должны быть конкретные цифры, а не просто рассуждение из серии: «у нас достаточно низкая себестоимость».
  • сократите список факторов, если в нём слишком много пунктов. Тут должны быть расставлены приоритеты. Уберите те факторы, которые не имеют особого влияния на бизнес.
  • убедитесь в том, что идеи продвижения не останутся только на бумаге. Вы должны перенести их в свою стратегию развития.
  • используйте улучшения на нужном уровне. Например, если вы обнаружили, что клиенты посещают сайт с вашей продукцией, но ничего не покупают, то следует менять работу именно сайта. Повышать юзабилити, давать больше информации о товаре, повышать конверсию. Что требует улучшения в данный момент, над тем и работайте.

Видео: SWOT анализ для предпринимателей

Пример SWOT анализа

Преимущества:

  • из-за отсутствия бюрократических проволочек мы можем быстро начинать работу. Не требуется долгого согласования с вышестоящим руководством.
  • у нас высокий уровень обслуживания клиентов. Пока объем работы небольшой из-за малого количества заказов, мы можем уделять каждому клиенту больше времени.
  • у нас работает известный эксперт в нашей сфере.
  • мы можем быстро сменить направление работы, если убедимся в неправильно выбранной нише.
  • из-за низкой бюрократии мы также несем мало издержек. Поэтому можем предложить более низкую цену.

Недостатки:

  • низкий охват рынка;
  • малое количество сотрудников, в связи с чем не так много навыков для работы в разных областях;
  • испытываем трудности, когда кто-то из сотрудников уходит на больничный;
  • денежный поток на раннем этапе нестабильный.

Возможности:

  • выбранная нами ниша развивается. В связи с этим есть простор для расширения.
  • правительство рассматривает законопроект о поддержке малого бизнеса;
  • наш основной конкурент очень медленно внедряет технологические новинки в производство.

Угрозы:

  • слишком быстрое развитие технологий может поменять рынок настолько, что мы не успеем перестроиться;
  • любое наше достижение может быть под угрозой, если крупный конкурент пойдёт в этом же направлении.

Как итог SWOT анализа, руководство может принять следующее решение. Во-первых, специализироваться на быстром выполнении качественных услуг. Во-вторых, вести работу с местными предприятиями и органами власти. Маркетинговый отдел должен сфокусироваться на рекламе в местных изданиях, чтобы максимально охватить ближайшую аудиторию. Кроме того, руководство должно постоянно отслеживать изменения в технологиях, связанных с данной сферой деятельности.

Заключение

SWOT анализ — это простой метод решения, что делать для развития компании. Хоть он и не даёт конкретного ответа, но подскажет много путей для улучшения и закрепления ваших позиций на рынке.