Негосударственный пенсионный фонд: что это и как он работает
Сегодня для России пенсионное обеспечение граждан стало чрезвычайно важной социально-экономической проблемой. Пенсионная система России является неэффективной и дорогой. Ставки социальных налогов высоки, а пенсионный уровень низкий. С каждым годом ситуация обостряется: к 2050 году количество пенсионеров в России удвоится. Поэтому перед страной может возникнуть необходимость увеличения ставок взносов в Негосударственный пенсионный фонд оплаты труда или сокращение размеров пенсий.
Единственной альтернативой повышения взносов в Пенсионный фонд и обеспечения достойного уровня пенсий является внедрение института негосударственного пенсионного обеспечения. Ведущая роль в котором принадлежит негосударственным пенсионным фондам.
Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) – это финансовое учреждение некоммерческого типа, целью которого является принятие и накопление определённых пенсионных взносов для будущих выплат вкладчикам в виде пенсий.
Негосударственный пенсионный фонд
С принятием ФЗ «О негосударственном пенсионном обеспечении» в нашем государстве наблюдается активизация интереса общественности к деятельности негосударственных пенсионных фондов. НПФ осуществляют свою деятельность благодаря взносам юридических и физических лиц. НПФ управляют этими средствами с последующим накоплением и выплатой гражданам так называемой дополнительной пенсии.
Негосударственный пенсионный фонд и его виды
Учредителями НПФ могут быть юридические и физические лица. Соответственно выделяют три вида НПФ:
Открытый.
Корпоративный.
Профессиональный.
Если рассматривать их различия, ссылаясь на вид учредителей, вкладчиков и участников, то можно прийти к выводу, что наиболее незащищенными являются участники корпоративного фонда. Это произошло из-за того, что функционирование фонда зависит от существования учредителей юридического типа.
Однако существование индивидуального пенсионного счёта защищает владельцев пенсионных вкладов. Но если физические лица теряют участие в корпоративном фонде, они должны сообщить администратору фонда в течение трёх месяцев со дня получения информации о выходе или о переходе к новому пенсионному фонду, страховой компании или банку.
Таким образом, работодатели являются активными субъектами системы пенсионного обеспечения, где им предоставлено право быть учредителями любого вида негосударственного пенсионного фонда. Работодатели могут основать один профессиональный или один корпоративный фонд. При этом у них остаётся возможность одновременно быть учредителями нескольких открытых фондов. Это свидетельствует о том, что государство в лице государственных учреждений, закрепила за учредителями роль лидера в пенсионном обеспечении населения, взяв на себя контроль за этим процессом.
Если рассматривать инфраструктуру НПФ, то можно выделить таких субъектов как актуарии, администраторы, компании по управлению активами (КУА), хранители активов (коммерческие банки), страховые компании, консультанты и советники по инвестиционным вопросам, аудиторы и органы государственного надзора и контроля.
Причины замедления развития негосударственных пенсионных фондов
Главными причинами медленного развития НПФ являются:
низкие доходы;
неразвитость фондового рынка;
нехватка финансовых инструментов, гарантирующих компенсацию инфляционных процессов;
отсутствие реальных инструментов реинвестирования пенсионных активов в развитие предприятий-вкладчиков;
отсутствие опыта практической работы – недостаточное количество квалифицированных кадров;
недостаточный профессиональный и функциональный уровень в работе НПФ представителей сопутствующих профессий;
низкая осведомленность населения и потенциальных предприятий-вкладчиков о возможностях и преимуществах пенсионной реформы;
отсутствие представления о принципах и целях деятельности фондов;
стереотипность мышления – недоверие;
сложное и дорогое программное обеспечение для обслуживания клиентов НПФ.
Основные осложнения для инвестирования пенсионных накоплений связанны с наличием значительных инвестиционных рисков:
риском изменения (ухудшение) экономической конъюнктуры;
валютным риском;
институциональным риском.
В таком контексте актуальной остается проблема увеличения количества участников негосударственных пенсионных фондов, для чего важно повышение доверия населения к НПФ.
Негосударственный пенсионный фонд: что это и как он работает
Негосударственный пенсионный фонд как финансовый посредник
Особенности функционирования негосударственного пенсионного фонда как финансового посредника
Разграничение функций администрирования, управления активами, хранения активов и пожизненных пенсионных выплат. Этот процесс подразумевает под собой обязательное сотрудничество НПФ с администратором, компанией по управлению активами, банком-хранителем и страховой компанией.
Отделение активов участников негосударственных пенсионных фондов (физических лиц) от активов его учредителей и работодателей – вкладчиков НФП.
Диверсификация пенсионных активов и установление количественных ограничений инвестирования по этим направлениям.
Невозможность провозглашения НПФ банкротом. В случае ликвидации НПФ все пенсионные сбережения участников переводятся в другие НПФ, страховые организации или коммерческие банки.
Учитывая указанные особенности, можно утверждать, что уровень финансовой безопасности НПФ по выполнению обязательств перед участниками фонда выше, чем в других финансовых учреждениях.
Государственный и негосударственный пенсионный фонд: в чем разница
Есть существенная разница между взносами граждан в государственный пенсионный фонд и НПФ:
Взносы в государственный пенсионный фонд, в отличие от НПФ, не в полной мере зачисляются на личный счёт, а частично идут на выплату пенсий пенсионерам.
Часть пенсионного обеспечения выплачивается государством. Поэтому выплаты в большей мере зависят от экономической конъюнктуры на момент выплат. Государственный пенсионный фонд не застрахован от изменений в законодательстве, связанных, например, с изменением срока достижения пенсионного возраста.
НПФ имеют более широкие возможности увеличения накопления. Стоит заметить, что и риски при этом тоже выше. Но, правильно налаженный контроль деятельности таких учреждений, позволяет их снизить.
Взносы граждан в НПФ можно рассматривать как активы, принадлежащие конкретному человеку. То есть происходит капитализация взносов, что, конечно, психологически влияет на экономическое поведение человека. Он осознаёт, что имеет определённые накопления в пенсионной программе и может полагаться на собственные силы. Ему не нужно ожидать или требовать от государства социальных гарантий, связанных с пенсионным обеспечением. Психологически вкладчики не рассматривают взносы в НПФ как дополнительную налоговую нагрузку.
Вкладчики НПФ при определённых условиях имеют альтернативу перевести свои накопления в другой пенсионный фонд. Очевидно, что свобода выбора и конкуренция только положительно влиять на рынок пенсионных накоплений.
Коммерческие банки и негосударственный пенсионный фонд
По сравнению с коммерческими банками НПФ имеют существенные конкурентные преимущества.
Аккумулируя сбережения субъектов хозяйствования и домохозяйств, фонды формируют мощный внутренний источник долгосрочных финансовых ресурсов. Это даёт НПФ так называемое «естественное преимущество» в финансировании долгосрочных инвестиционных проектов перед коммерческими банками. Ведь ресурсная база коммерческих банков в основном представляет собой кратко- и среднесрочную систему. Кроме того, она формируется за счёт внешних заимствований.
В случае появления кризисных явлений на финансовом рынке коммерческие банки подвергаются риску «наплыва» требований вкладчиков по возврату средств с депозитных счетов. Тогда как НПФ не чувствительны к этому риску.
Особенности негосударственного пенсионного фонда
Сбережения, которые аккумулируются на индивидуальных пенсионных счетах в НПФ, имеют целевое назначения. Поэтому их нельзя забрать досрочно (то есть до достижения пенсионного возраста), кроме исключительных случаев. К тому же фонды осуществляют консервативные инвестиции. Так как основной задачей их инвестиционной деятельности является сохранение и увеличение пенсионных сбережений на фоне минимизации рисков для вкладчиков и участников НПФ.