Операционная эффективность: управление и анализ показателей

Операционная эффективность — это показатель, который измеряет эффективность прибыли, получаемой в зависимости от операционных расходов. Иными словами, это уровень прибыли от используемых денег.

Расчет операционной эффективности важен для любого бизнеса
Расчет операционной эффективности важен для любого бизнеса

Эффективность операционной деятельности

Если говорить об инвестиционных рынках, операционная эффективность обычно связана с трансакционными издержками за совершение сделок.  Оперативно эффективные транзакции — это транзакции, которые обмениваются с наивысшей маржой. Это означает, что инвестор стремится заплатить самую низкую комиссию, чтобы получить наибольшую прибыль.

Приведем пример, когда комиссия за сделку — фиксированная, и составляет 300 рублей в месяц. Банк ВТБ в своем брокерском обслуживании имеет примерно такие условия. Тогда, покупая акции на 3000 рублей каждый месяц, вам придется платить комиссию в 10% от сделки. Это очень высокий уровень затрат.

Крупный инвестор, покупающий акции на 300 тысяч рублей в месяц, имеет другие расходы. Для него комиссия в 300 рублей составит всего одну десятую долю процента. Таким образом, увеличение оборота дает лучшую операционную эффективность.

Аналогичным образом, компании стремятся получать максимальную валовую прибыль от своей продукции, производя товары с наименьшими затратами. Практически во всех случаях операционная эффективность может быть улучшена за счет эффекта масштаба. Как уже отмечалось выше, на инвестиционных рынках это может означать покупку большего количества инвестиций по фиксированной цене, чтобы уменьшить комиссию за акцию.

Эффективность операционного менеджмента

Рынок эффективен с точки зрения операционной деятельности, когда существуют условия, позволяющие участникам выполнять транзакции и получать услуги по цене, которая справедливо соответствует фактическим затратам, необходимым для их предоставления.

Что это значит? Оперативно эффективные рынки, как правило, являются побочным продуктом конкуренции. Это является существенным фактором, повышающим операционную эффективность для участников. Чем меньше издержек приходится на проведение финансовых операций, тем выгоднее работать инвестору. Вряд ли вам захочется платить брокеру большие комиссии за те операции, которые другой брокер проведет в 2 раза дешевле.

На операционно-эффективные рынки также может влиять регулирование, которое ограничивает сборы для защиты инвесторов от непомерных затрат. Оперативно эффективный рынок также может быть известен как «внутренне эффективный рынок».

Инвестиционные фонды также часто анализируются по их комплексной операционной эффективности менеджмента. Коэффициент расходов фонда является одним из показателей для сравнения операционной эффективности. Факторы, влияющие на соотношение расходов фонда, это:

  • операционные издержки, связанные с проведением транзакций;
  • комиссионные за управление портфелем клиента;
  • административные расходы на содержание фонда.

Для сравнения, фонды с более низким коэффициентом расходов, как правило, можно считать более оперативно эффективными.

Простой график, которому нужно следовать
Простой график, которому нужно следовать

Операционная эффективность бизнеса

В отношении бизнеса операционную эффективность можно определить как соотношение между результатами, полученными от деятельности компании, и затратами на запуск бизнес-операции. При улучшении эффективности работы отношение производства к затратам улучшается.

Затратами, как правило, являются:

  1. деньги;
  2. люди (численность персонала);
  3. время;
  4. усилия.

Показателями операционной эффективности можно считать:

  • деньги (доход, маржа, наличные);
  • новые клиенты;
  • лояльность клиентов;
  • дифференциация на рынке;
  • производство;
  • инновации;
  • качество;
  • скорость и гибкость;
  • сложность;
  • возможности.

Таким образом, повышение операционной эффективности компании строится на снижении затрат при одновременном улучшении результатов.

Управление операционной эффективностью

Эффективность можно изменять несколькими способами. Для разных компаний подходят разные стратегии управления. Итак, какие же варианты могут быть?

  1. Снижение расходов для получения того же результата. Этот метод широко распространен в массовом потребительском секторе. К примеру, чем дешевле обходится производство и доставка бензина до потребителя, тем больше прибыли получит нефтяная компания при неизменной цене на конечный продукт. И такая стратегия кажется наиболее правильной, однако не всем она подходит.
  2. Сохранение расходов для получения лучшего результата. Это работа по оптимизации процессов, направленная на улучшение конечного продукта. При этом используются прежние материалы, человеческие ресурсы и временные затраты.
  3. Увеличение расходов для достижения ещё более значительного результата. Это модель, свойственная дорогим, элитным брендам. При таком подходе используются более дорогие комплектующие, более качественная индивидуальная работа с клиентами. И это позволяет создавать товары и услуги премиум-сегмента. Что также влечет значительный рост прибыли и других показателей операционной эффективности.

Каждая компания выбирает свою модель управления. Для разных отраслей — разный подход в развитии. Именно поэтому важно иметь отдел операционной эффективности, который занимался бы анализом и улучшением работы компании.