Основные показатели бизнеса: на что обратить внимание

Как уже было описано в предыдущей статье, инвестиционно-привлекательные компании имеют несколько отличительных характеристик. Эти характеристики можно разделить на две основные категории: качественные и количественные показатели бизнеса. Процесс оценки фундаментально сильных компаний включает в себя изучение обоих этих показателей. На практике качественные характеристики являются чуть более важными, чем количественные.

Показатели бизнеса для инвестирования

Качественные показатели бизнеса

Качественные показатели подразумевают оценку не числовых аспектов бизнеса. Это такие факторы, как:

  • Управленческая команда. Кто они, их подготовка, опыт, образование, имеют ли они заслуги в ведении бизнеса, какие-то проблемы с законом в прошлом.
  • Этичность бизнеса. Связано ли руководство компании с мошенничеством, взяточничеством, нечестным ведением дел.
  • Корпоративное управление. Назначение директоров, устройство организации, прозрачность ведения дел и т.д.
  • Миноритарные акционеры. Как руководство компании относится к миноритарным акционерам, учитывается ли их мнение при принятии решений?
  • Сделки с акциями. Осуществляет ли руководство покупку и продажу акций компании через скрытые каналы, в тайне от общественности.
  • Сделки с заинтересованными лицами. Осуществляет ли компания сделки с заинтересованными лицами, такими как родственники или друзья высшего руководства, в ущерб интересам акционеров?
  • Зарплаты руководства. Платит ли руководство себе огромные зарплаты и премии, бонусы от прибыли компании?
  • Влияние на цену акций. Показывает ли цена акций несвойственные ей изменения, особенно в моменты покупки или продажи акций руководством компании?
  • Мажоритарные акционеры. Кто владельцы основных пакетов акций, обладающие более чем 1% компании?
  • Политическая близость. Компания или её владельцы близки к власти? Требуется ли компании для дальнейшей работы поддержка власти?
  • Образ жизни руководства. Владельцы и руководство компании достаточно публичные и яркие? Любят ли они публично демонстрировать своё богатство?

У вас должно возникнуть сомнение, если хотя бы один из указанных пунктов вызывает опасение. Например, если компания слишком сильно зависит от сделок с фирмами родственников руководства, это является сигналом фаворитизма и недобросовестности. Это плохой знак в долгосрочной перспективе. Даже если у компании большие прибыли, халатность недопустима. Рано или поздно наступит момент, когда рынок негативно отреагирует на недобросовестность компании, и стоимость её акций упадёт. Следовательно, инвестору лучше не вкладывать деньги в компанию с высокой прибылью, если эта компания имеет низкий уровень корпоративного управления.

Качественные показатели нелегко выявить, так как они бывают трудно различимыми. Однако для внимательного инвестора они становятся очевидны, если скрупулёзно читать ежегодные отчёты, новости компании, интервью руководителей фирмы и прочее. В следующих статьях мы будем более подробно разбирать различные качественные характеристики бизнеса.

Как определить основные показатели бизнеса

Количественные показатели бизнеса

Количественные показатели — это вопросы, связанные с финансовыми аспектами. Некоторые из них простые, а некоторые — нет. Например, количество денег на депозите — это достаточно понятный показатель. А период оборачиваемости запасов — это характеристика, требующая предварительного расчёта. Фондовые рынки уделяют много внимания количественным показателям бизнеса. Вот некоторые из них:

  • Рентабельность и её рост.
  • Запасы и их рост.
  • Доходы и их рост.
  • Расходы бизнеса.
  • Операционная эффективность.
  • Ценообразование.
  • Налогообложение.
  • Выплата дивидендов.
  • Денежный поток от различных видов деятельности.
  • Задолженность: как краткосрочная, так и долгосрочная.
  • Управление оборотным капиталом.
  • Рост активов.
  • Инвестиции.
  • Финансовые показатели.

Список очень большой. Для разных сфер бизнеса существуют отдельные показатели. Например, для розничной торговли:

  • Количество магазинов.
  • Средний чек.
  • Продажи на квадратный метр.
  • Наценка.
  • Отношение количества собственных магазинов к франчайзинговым.

Для нефтегазовой сферы присутствуют такие показатели бизнеса:

  • Соотношение доходов от нефти и газа.
  • Затраты на разведку.
  • Открытые месторождения (запасы).
  • Разработанные запасы.
  • Общий рост производства.

В следующих статьях мы более подробно рассмотрим основные показатели бизнеса, отражаемые в годовом финансовом отчёте. Ведь, как вы уже знаете, годовой отчёт — это главный документ фундаментального анализа.

Выводы из статьи

  1. Каждая инвестиция должна оцениваться по двум параметрам: качественным и количественным.
  2. Качественные параметры связаны с не числовой информацией о компании.
  3. Количественные параметры включают анализ числовых данных. Финансовые отчеты являются важным источником получения количественных данных.